Храм Вселенной (Храм Сеятелей) — сферическое высокотехнологичное строение Сеятелей, стоящее на каждой хроноколонии Земли в Галактике.
Храм Вселенной, или Храм Сеятелей, как его ещё называют, есть на каждой планете, где живут люди, везде, где есть кислород и вода, где была или будет жизнь, на всех хроноколониях Земли. Храм Вселенной — это больше, чем символ бесконечности, многообразия и одновременно единства всех человеческих миров; это ещё и маяк для путешествия в гиперпространстве. Никто в хроноколониях не способен определять пространственно-временные координаты, они даются Храмами. Как только цивилизация на планете разовьётся до уровня использования гиперпространства, её Храм включается в общую сеть. Как только колонисты, случайно нашедшие планету с кислородом и водой, придут в её Храм, он включается в общую сеть. И одновременно во всех действующих Храмах, в зале координат, появляются координаты планеты. Однако есть планета, чьи координаты известны, но Храма на ней нет — это Земля.
Для хроноколоний на разных этапах цивилизационного развития Храм остаётся религиозным символом. Это святыня, внушающая ужас первобытным племенам; дворец богов по средневековым верованиям; наследие цивилизации-основательницы — по современной, едва ли не единственной в галактике религии. У стен Храма молились и проклинали врага; зеркальные квадраты обшивки отражали льющуюся кровь человеческих жертвоприношений и цветы счастья в руках новобрачных. Храм закидывали камнями и расстреливали из крупнокалиберных пушек; к его подножию слагали разноцветные гирлянды и сосуды с драгоценными благовониями. И тысячи лет Храмы хранили свою тайну. На некоторых хроноколониях Храму посвящён специальный музей.
За то, что у Земли XX и XXI века не было Храма Сеятелей, хроноколонии прозвали её «планета, которой нет».
Внешний вид и устройство
Храм выглядит как километровый шар, парящий метрах в десяти над землёй с опорой на тонкую, как человеческая рука, колонну. Поверхность шара покрывает странный мозаичный узор, составленный из маленьких плиток. Меньшая их часть — чёрная, впитывающая свет, большая — зеркальная. В хаотичной последовательности пересекают друг друга чёрные и зеркальные полосы, угольные кляксы пятнают блестящие поля, россыпь отражающих небо квадратиков разбавляет темноту чёрных кругов. Опора представляет собой колонну из тёмного металла едва ли десяти сантиметров в диаметре. Она тёплая на ощупь и имеет на вершине раскрытую ладонь, касающуюся зеркального квадратика основания и поддерживающую гигантский шар.
В полумраке Храм внушает трепет. Днём, отражая солнечный свет, он может внушить ужас. В первый раз Храм Сеятелей всегда завораживает — даже ночью, когда он похож на сгусток тьмы, утыканный искорками звёзд. При быстром вращении модели Храма (24 оборота в секунду) он превращается в обесцвеченный глобус Земли.
Храм впускает внутрь лишь правителей планеты, тех, кто идёт с ними, и землян. «Лифтом» служит облако тусклого жёлтого света темпорального принципа действия. Перемещение сквозь непроницаемые стены Храма оставляет ощущение влажного прикосновения тумана. Внутри находится ряд помещений-залов с разным назначением:
- Церемониальный зал внутри Храма напоминает скорее операционную, чем помещение для торжеств — та же холодная стерильная чистота, тот же бестеневой свет. Это огромный зал кубической формы со стороной 50 метров, снежно-белые стены светятся мягким, не раздражающим глаза светом. В церемониальном зале Храм говорит голосом женщины.
- Дуэльный зал меньших размеров, круглый, но ещё более впечатляющий. Чёрные стены, украшенные тускло светящимися барельефами, переходят в чёрный купол потолка, под сводами которого висит шар немигающего багрового пламени. По периметру зала — десяток дверей, в каждой неподвижная фигура в форме — почётный караул и похоронная команда для проигравшего. Они не вмешиваются в поединок. В церемониальном зале Храм говорит голосом мужчины.
- Зал координат (информаторий) содержит сведения о пространственно-временных координатах всех действующих Храмов, а также координаты Земли. Как только на новой планете с Храмом цивилизация развивается до уровня использования гиперпространства либо такую планету колонизируют из космоса, её Храм начинает действовать, и пространственно-временные координаты планеты появляются во всех действующих Храмах. Это зал, огромный даже по меркам Храма — гигантский куб с чёрными стенами, исчерченными тысячами светящихся полос. Каждая линия, мерцающая неярким оранжевым светом, несёт в себе информацию об одной из планет-хроноколоний. Здесь же содержатся координаты Земли, добраться до которой можно только туннелями прямой гиперпространственной связи. Эти цифры — длинные столбцы расчётов, несущие в себе лишь абстрактные «пятимерные» координаты, не дающие представления ни о направлении, ни о дальности.
Функционал
Храмы служат для навигации и гиперпрыжков в Галактике. Также они сотни лет накапливают энергию, которую можно использовать для переброски грузов через гипертуннель без космического корабля. Максимальная масса переброски через гипертуннель составляет около 70 тонн.
Храмы породили жизнь на всех планетах и воспитали тысячи народов-воинов, остановив их развитие примерно на одном уровне. Галактические цивилизации обязаны знать о Земле, помнить её как странную легенду, сочинять всевозможные гипотезы. И всё для того, чтобы однажды, когда Храмы на всех планетах начнут вращаться и снимут свою видеоблокаду, все народы объединились с Землёй в единую цивилизацию и выступили против фангов. В любое мгновение Храм способен уничтожить планету. При этом Храм уничтожить нельзя. Многие цивилизации, проходя эпохи варварства, пробовали это сделать. На Храмы бросали термоядерные бомбы, облучали лазерными пушками, резали атомарными лезвиями — и всё бесполезно. Храм гибнет только вместе с планетой.
Фотографий Храма в природе не существует, равно как и видеоплёнок, кристаллографий и кинофильмов. Храм не позволяет фиксировать себя ни на одном из существующих носителей информации. В лучшем случае место Храма на фотографии занимает расплывчатое пятно, в худшем — засвечивается вся плёнка. Магнитные носители просто стираются, прочнейшие кристаллы оптической записи разрушаются.
Храм Сеятелей, среди прочего, содержит в себе три высокотехнологичных корабля. Они превосходят возможные аналоги у хроноколоний, однако недостаточны для отражения внешней агрессии аналогичного уровня, как это произошло с войной с цивилизацией Фанга. Храм не приспособлен для обороны планеты.
Взаимодействие с землянами
Храм не обязан защищать жизнь отдельного землянина, но повиноваться его приказу он должен; также он не способен на прямое убийство Сеятеля. У Храмов нет понятия ребёнка; у этих самых сложных кибернетических систем в галактике только две градации — земляне и неземляне. По закону Храма, тот, кто вошёл в Храм, тот, кто оказался достойным, вправе исполнить своё желание, и никто не может помешать ему.
Человек с Земли обладает иммунитетом (психика и жизнь его неприкосновенны для Храмов) и правом на тактическое управление системой Храмов. Но претензии на стратегическое руководство выходят за рамки дозволенного. Когда подобное произошло с Сергеем, принцем Тара, Храмы предоставили ему возможность беседы с создателем Храмов — эмоциональной матрицей Стаса, создателя общей методологии храмовой системы формирования цивилизаций. Когда оба землянина столкнулись в споре о судьбе Земли с равными правами каждого, Храм Схедмона предложил ментальный поединок с помещением проигравшего в темпоральную капсулу до распоряжения победителя.
Случаи, когда земляне из прошлого попадали на планеты Храмов, не единичны. Иногда они возвращались обратно, если их похитители из хроноколоний выделяли энергию на обратный гиперпереход. Чаще земляне доживали свой век в хроноколониях на той или иной планете, обычно в роли шутов, диковинок или бесприютных малограмотных бродяг. Изредка они добивались значительного положения в обществе. Храмы наблюдают за ними, фиксируют происходящее, но не вмешиваются. Если человек попал с Земли в космическую цивилизацию — значит, это факт земной истории. Многие таинственные исчезновения, будоражившие криминалистов и футурологов, связаны именно с этим. Свою долю в исчезновения внесли и вампиры-пэлийцы. Редким случаем оказался Сергей, чьё появление на Таре в качестве лорда было абсолютно случайно. Однако интересы стабильности требовали сохранения императорской власти на Таре и уничтожения правителя Гиар Шоррэя Менхэма. Поэтому Храмы оказали ему помощь, подталкивая ситуацию в нужную сторону. В интересах защиты Земли и её планов Храмы способны влиять на окружение землян. Но даже в этих случаях Храмы подчиняются прямым приказам землян, тем более мотивированным.
Источник:
- Сергей Лукьяненко «Лорд с планеты Земля» (1999).