Энциклопедический словарь
фантастики Н. В. Бардичевой

Хаос (С-021)


Хаос — страна зла, появившаяся в результате уничтожения магом Фальчаром Печати Бытия и затопившая территорию Империи Герак. Нахождение в Хаосе меняет живое существо; так в Империи появились изменённые люди — альвы, гномы и люди-ящеры. Позднее маги отделили Хаос от Империи Ограждающей Стеной. Хаос уходит на север, к солнцу; до него из Империи Герак можно добраться морем. На границе с Хаосом стоят имперские сторожевые башни. Из геракцев отваживаются входить в Хаос только рейдеры.

Это изменчивый мир, где преобладают красно-багровые тона, с кроваво-красным небом, которое пересекают зловещие зелёные сполохи. Здесь всё окрашено в красно-коричневый и лиловый. Зелёные леса сменяются склонами холмов, ощетинивающихся кровавой осокой и фиолетовыми колючками. Из-под копыт лошадей взлетает в воздух ржавая пыль. Повсюду, как часовые, торчат камни, — от булыжников с кулак величиной, до скал, огромных, как волшебные замки. Так могла выглядеть Империя, если бы земля обнажила свои каменные кости. Переходя зимой через Ограждающую Стену, рейдеры с холодной равнины вступают в жаркие, высохшие горы, оскалившиеся красными каменными утёсами. При этом местами в Хаосе холодно, как в могиле.

Дикий ландшафт Хаоса — это полосы ледников, прорезающие иссохшие пустыни и густые джунгли. Руины мостятся среди зазубренных утёсов и в щелях каньонов. Слышен шум водопадов, видна россыпь странных островов на тёмной поблёскивающей равнине. По воздуху плывёт замок Пейн. Над землёй Хаоса проносятся радужные циклоны, оставляя за собой разрушение и перемены в самом облике страны. Бурлит и горит большое чёрное озеро, и по нему невозмутимо плывёт каменный корабль. Странные создания крадутся сквозь джунгли, а где-то в другом месте сражаются среди бушующей грозы два племени ха’демонов. Кое-где кислотные дожди не оставили на красных скалах ни клочка плодородной почвы. Непонятно, чем питаются здесь жалкие скрюченные колючки, в скудной тени которых прячутся скорпионы и другие ядовитые твари. Солнце поднимается на востоке и жалящей красной искрой продвигается по небу, неся с собой страшную жару. Из живых существ есть стервятники, ха’пантеры, медведи-вонючки, огненные ястребы, саблезубые львы.

Изменения, вызванные Хаосом в живом существе, далеко не всегда пропорциональны, симметричны и приятны на вид. Во-первых, в глазах появляется «свет Хаоса». Во-вторых, одежда или броня могут стать поверхностью тела, прирасти и ожить. Не редкость костяные шпоры на локтях, коленях и даже фалангах пальцев; остроконечные уши, пряди волос неестественных цветов. Лошадь, много провёдшая времени в Хаосе, может иметь оранжево-чёрную узорчатую чешую ящера и обычные конские гриву и хвост; в дополнение к «свету Хаоса» в глазах — длинные клыки, даже если животное травоядное. Лошадей Хаос изменяет на тысячу ладов: одни кажутся ожившими скелетами, другие напоминают одушевлённых деревянных лошадок. На некоторых панцирями приросла броня, в которую когда-то одели их хозяева, или топорщатся иглы дикобраза. По Хаосу водит свой табун Изумрудный конь.

В Хаосе много странного. Есть места, где время движется быстрее, иногда намного быстрее. Человек успевает состариться, умереть и рассыпаться в прах раньше, чем его кости упадут на землю. Земля там покрыта белой пылью. Рейдеры иногда заманивают в такой круг гонящихся за ними ха’демонов. Великий воин Империи Кардье нанёс на карту многие участки, где время течёт иначе (в том числе и в обратную сторону), вычислил разницу в скорости и искусно пользовался этой картой, добиваясь преимущества в сражении. Он взял две двадцатифутовые планки и зажал между ними на концах песочные часы. На границе участка он вводил один конец с часами внутрь и переворачивал конструкцию. По разности в скорости часов на разных концах Кардье и определял разницу времени. Можно использовать быстрые участки для лечения легко раненых, а медленные, чтобы обезопасить свои фланги. Если человек смертельно ранен, его помещают в очень медленную зону и шлют за магом-целителем.

Хаос населён демонами, и разные племена воюют между собой. Список племён ха’демонов и их способностей велик и весьма причудлив, как и всё, что имеет отношение к Хаосу. Они ненавидят друг друга почти столь же сильно, как Империю. Жизнь в Хаосе сурова, и захват соседских земель, а также грабёж способствуют увеличению благосостояния. Они непрерывно сражаются. Владыка Бедствий — не правитель Хаоса, хотя сам считает именно так. Политическая жизнь в Хаосе едва ли намного более упорядочена, чем в Империи. Однако Владыка Бедствий считает уничтожение Империи своим законным правом и никому не позволяет посягать на него. Для порождения Хаоса Империя столь же чужда и враждебна, как для человека — Хаос.

В легендах о Хаосе невозможно отличить правду от вымысла. Чтобы найти в Хаосе благоприятное чудо, надо быть на редкость везучим, иначе ожидает большое разочарование. Многие предметы, обладающие магией, исчезли во времена Разрушения Печати, когда Хаос овладел миром. Только малую их часть удалось вернуть. В его владениях осталось также немало земель, принадлежавших волшебникам.

В склон одной из гор хребта Клина врезан Первый Дворец. Некролеум бхарашади расположен в долине — ущелье, начинающемся как узкая змеящаяся расселина в красных скалах.

У бога Феникса есть власть над Хаосом.

Рейдеры в Хаосе

Приключений в Хаосе хватает. Людей, рискнувших бросить ему вызов, влекут туда три причины: жадность, жажда приключений и месть. Истории об исчезнувших в Хаосе богатствах многочисленны и умножаются с каждым пересказом. Действительно, некоторые экспедиции снаряжаются в Хаос специально за предметами, обладающими волшебной силой или ценимыми за древность. Там всё решает не только сила, но и уверенность в товарище. Многим из тех, кто выбирался когда-нибудь из Лона (как называют рейдеры Хаос), в Империи не по себе. Есть истории о господах, которые везли с собой в Хаос любовниц и музыкантов, поваров и портных, чтобы сохранить иллюзию привычной жизни. Подобные истории особенно в ходу в дальних гарнизонах, но в них немного правды.

Если в Хаосе и рождаются герои, то именно потому, что он — жестокая колыбель. Рейдеры на его негостеприимной земле — лишь пришлецы. Всё, что они встретят по Эту Сторону Стены, стремится их уничтожить. Думать, что кто-то в Хаосе не может или не захочет тебя убить, — ошибка, за которую дорого приходится платить. Передвижение в Хаосе потруднее, чем в Империи даже в зимнюю пору. Есть заболевания, которые свойственны только Хаосу. Иногда у рейдеров случается такое несчастье: Изумрудный Жеребец уводит их коней. Считается, что пропадают кони, у которых есть имя. Люди тяжело переносят это событие. Но когда они проводят в Хаосе много лет, то понимают: они не хотят вернуть коня и тем самым лишить его свободы. Они жалеют не о том, что конь ушёл, а о том, что не могут последовать за ним.

В рейде всё продовольствие приходится нести с собой, потому что полагаться на подножный корм в Хаосе — дело неверное и грозит отравлением. Воду можно пить, по крайней мере, добытую в Первом Дворце. Также имеется поселение Порт-Хаос, где у рейдеров есть маг-целитель.

Люди часто так боятся Хаоса, что забывают об угрозе изнутри Империи. Но рейдеры давно уже привыкли к жизни в шатком равновесии на краю ужаса. И всё же Хаос хорош уже тем, что там врага можно узнать с первого взгляда. Хаос приучает к сдержанности; некоторые считают, что рейдер не имеет права оставлять близких людей, уходя в Хаос.


Источник:

  • Майкл Стэкпол «Рождённый героем» (2002). Перевод: Г. Соловьёва.