Фримен — человек-представитель Свободного Народа пустынной планеты Арракис (Империя). Фримены являются потомками Странников Дзенсунни; их легко узнать по полностью синим глазам ибада, образующимся от постоянного употребления Пряности, распространённой на Дюне. Будучи жителями Пустыни, фримены живут в сиетчах, а не городах, и строго следуют водной дисциплине. В Старой Империи фрименов сильно недооценивали и часто называли «пиратами Пустыни». Тем не менее фримен способен сразить страшнейшего имперского воина — сардаукара, а дети фрименов сражаются так же яростно, как и взрослые. Основной принцип фрименской технологии — стремление во всём добиться совершенства.
В других переводах: фремен.
В открытой пустыне фримены носят дистикомбы с надетыми поверх бурками — изолирующими накидками. В закрытых помещениях (например, в сиетче) фрименские женщины носят одеяние аба. Замужние или состоящие в наложницах фрименки, родившие сына, носят платок нежони; также в качестве символа принадлежности к тому или иному сиетчу носятся шейные платки бакка. При себе фримены держат свои знаменитые священные ножи — крисы. Для переходов по пустыне используют наборы инструментов, называющиеся фримпакеты; стоянка в пустыне называется хайрег.
Необученный фрименский подросток называется вали́. Когда приходит время вступать в число мужчин, наступает ми́хна — время испытаний, инициации. Взрослые фримены становятся наездниками Пустыни и путешествуют с помощью песчаных червей. Среди фрименов есть предсказатели погоды, владеющие искусством шестования песка. Также есть бойцы-смертники, поклявшиеся отдать жизнь за правое дело, — федайки́ны.
Когда фримены собираются для принятия решений, затрагивающих все племена, это называется сбором. А когда фрименские вожди традиционно собираются для наблюдения за поединком, решающим вопрос о лидерстве, это называется сходом. Среди блюд фрименов — либан.
Фримены самостоятельно обеспечивают себя жильём, снаряжением и пропитанием. Они собирают Пряность, выращивают растения, используя влагосборники, изготавливают бумагу, пластик, взрывчатку и другие материалы.
Культура
Исторически дзенсунниты, а затем фримены называли себя миср — «народ». Фрименские легенды говорят, что Странники Дзенсунни в течение девяти поколений находились в рабстве на планете своей второй остановки — Салусе Секундус.
Вода является высшей ценностью в Пустыне. Поэтому у фрименов есть много традиций и культурных понятий, связанных с ней. Так, в качестве валюты и ритуальных объектов выступают водяные кольца, являющиеся мерками того, сколько воды фримен может взять из хранилища своего сиетча. Есть понятие о долге воды — долге жизни и смерти. Фримены также создали книгу Китаб аль-Ибар, представляющую собой одновременно религиозный катехизис и пособие по выживанию. Для исполнения ритуальных обязанностей, связанных с водой (например, в хранилищах под ветровыми ловушками) и Водой Жизни, выбирается хранитель воды, отвечающий за их сохранность. Когда фримен умирает, вода его тела изымается, а сухие останки вместе с рукоятью криса захораниваются на Погребальной равнине.
Многие религиозные понятия фрименов занесены к ним благодаря действию ордена Бене Гессерит. Так, формальное начало фрименских молитв «ибн кирта́иба» — «Так сказано…», происходит от обрядов Паноплиа Профетикус, а духовный лидер сиетча — Преподобная Мать. Кроме этого, у фрименов существует рамадан — с древнейших времён период, отмечаемый постом и молитвой, традиционно, девятый месяц лунно-солнечного календаря. Фримены отмечают рамадан во время девятого цикла Первой луны (счёт ведётся по проходу луны через меридиан). Кроме того, по их религиозным представлениям, человек может оказаться умма или саду. Фримены также веря в божество Шаи-Хулуда и злого духа Шайтана. Отдельной частью религии является экологическое преображение Арракиса, идею которого принёс фрименам имперский планетолог Пардот Кинес. В рамках работы по терраформированию фримены начали участвовать в деятельности Ботанических Испытательных Станций, стали накапливать воду, а также разбили на юге планеты Южные Пальмовые рощи.
В легендах фрименской мессианской традиции присутствует образ грядущего пророка из другого мира, с другой планеты. Он называется Лиса́н аль-Га́иб — «Глаз из Внешнего Мира», иногда также переводится как «Податель Воды», и Махди́ — «Тот, Кто поведёт нас в рай». Сам рай представлен в виде Весны Пустыни — Сихайя. Эту роль исполнил Квисатц Хадерах Пауль Атрейдес, известный также как Муад’Диб.
Изображение, фигура или узор, связанные с фрименской мифологией, называются ки́сва. Фримены верят в метафизический мир Алам аль-Митхаль и верят, что у человека есть часть личности, называемая рух, которая постоянно связана с этим миром и способна воспринимать его.
По очень важным поводам фримены могут вызвать на смертельный поединок таххади. Есть понятие о «треножнике смерти». Изначально это треножник, на котором жители Пустыни вешают казнимых. Но в переносном значении, ставшем основным в период истории Муад’Диба, это означает троих членов «братства ненависти» шере́м, давших общую клятву мести.
У фрименов много традиционных фраз и понятий:
- Традиционное приветствие фрименов — «су́бах уль-каха́р», и на него отвечают «су́бах ун-на́р».
- У фрименов есть восклицание или хоровой распев во время важных ритуалов, событий особого ритуального значения. Оно звучит как «Йа! Йа! Йа́ум!». «Йа» можно перевести как «[Ныне] внимайте!», «йаум» — аналогично, но с усилительным оттенком, придающим дополнительное значение срочности и важности. В целом выражение обычно переводится как «Ныне внимайте, внимайте все!»
- Федайкинский боевой клич звучит как «Йа хъя чауха́да!» и означает «Слава воинам!» / «Слава героям!». Здесь «йа» («сейчас, ныне») усиливается «хъя» («всегда»); вместе получается выражение, соответствующее формуле «ныне, и присно, и во веки веков». «Чаухада» — «бойцы, борцы, воины, герои», точнее — «бойцы против несправедливости, зла», именно не «за» что-то, а против чего-то дурного, неправедного.
- У фрименов есть причитание «Ла, ла, ла!» — горестное восклицание, где «ла» переводится как окончательное отрицание.
- «Хал йа́ум!» — фрименское восклицание «Наконец-то!», «И вот!». Его значение зависит от контекста и может обозначать удивление, удовлетворение и пр.
- Традиционное начало фрименского проклятия врага звучит как «му зейн валлах!» (возможно произнесение как «му зейн валла»). «Му зейн» здесь означает «плохо», а «валлах» — усилительное восклицание. Общее значение выражения — «никчёмный, вечно дурной, ни на что не годный».
- Фрименское слово «усу́л» означает «опора столпа», «основание колонны». Так фримены лично называли Пауля Муад’Диба Атрейдеса.
- Путешествие в пустыне или переселение фрименов называются хаджр.
- Древнее слово Шэда́ут, которое обозначает «черпающий из кладезя», используется фрименами как уважительный титул.
Источник:
- Фрэнк Герберт «Дюна» (2001). Перевод: П. Вязников.