Энциклопедический словарь
фантастики Н. В. Бардичевой

Переход — особое место, в котором можно перейти из мира в мир (например, из Мира Срединного моря в Разделённый Мир или между его внутренними мирами). Различные миры, в которых обитают разумные существа, связаны их Разумом, и в каждом из них имеются переходы в другие миры. Переходы, как правило, закрыты и открываются при особых условиях. Обычно это какое-то сочетание звуков, реже — особая освещённость, ещё реже — что-либо экзотическое, вроде определённой жидкости. Иногда оказывается, что в местах, где таинственно пропадают корабли, самолёты или люди, находится переход, и пропавшие на самом деле оказались в другом мире. Маги научились пользоваться переходами совсем недавно по историческим меркам.

Место перехода выглядит как тоненькая, с волос толщиной, но ярко светящаяся изумрудным светом трещинка, которая, змеясь, пересекает пол. Для использования переход должен быть открыт заклинанием. Инициация, проведённая очень давно, может быть опасна для перехода. Сам факт того, что инициация может быть сделана несколько тысяч лет назад и всё ещё работать, невероятен (так было с переходом в пещере Безумных гор Многоличья, где работал Ахурамазда в момент совершения Проклятья Аримана). Кроме того, переход может иметь не один выход; вышеупомянутый, сделанный силами Закона Природы, обладает большим числом выходов. В этих условиях магу нужно нащупать нужный выход и, подобрав правильное заклинание, открыть переход. Затем совершается Шаг.

Если, перейдя на другую сторону, маг видит позади ту же трещинку, только потемневшую, значит, переход является двусторонним. Каждое касание границы сопровождается зеленоватой вспышкой. Некоторые переходы являются односторонними и одноразовыми, не успевшими созреть. После использования они схлопываются и перестают существовать. Искать неизвестные переходы можно по характерной для них магической закономерности, но это не самый надёжный способ.

Когда активированный переход защищают наговором от вторжения, правила перехода в виде светящихся знаков располагаются поблизости (например, маг должен перед Шагом трижды плюнуть через левое плечо, чтобы погасить наговор). Заклинание-пароль можно изменить; если искомое действие исполняется неверно, переходящий в лучшем случае окажется в неизвестном мире, но скорее всего просто будет размазан по переходу. Он, пересекая трещинку, словно превращается в двухмерную картинку на стекле, которую затем смывает мокрой тряпкой.

В Разделённом Мире переходы позволяют преодолеть Границы. Они также позволяют попасть отсюда в Мир Срединного моря, на Землю.


Источник:

  • Евгений Малинин «Проклятие Аримана» (2003).