Энциклопедический словарь
фантастики Н. В. Бардичевой

Космический корабль — звездолёт, способный к гиперпрыжку, разработанный тем или иным космическим государством галактики. На колонизированных планетах космические корабли обслуживаются в космопортах, вне их — на космостанциях. Корабли делятся на несколько классов, от лёгких спортивных яхт до боевых крейсеров. Все корабли галактики обязаны следовать полётному уставу, описывающему правила поведения на космических дорогах.

На корабле присутствуют капитан, навигатор, пилот (иногда пилот-навигатор), инженер, стрелки, может быть пилотажный тактик, взаимодействующий с пилотом в сложных лётных обстоятельствах.

Во время полёта есть несколько видов вахт, из них самая лёгкая — «срединная вахта». Это промежуток времени, когда звездолёт идёт в гиперпространстве и не нуждается в коррекции курса. Во время «срединных вахт» экипаж может заниматься перехватом гиперпередач.

Традиционное пожелание космонавту гиперкорабля — «прямого пути».

Устройство звездолёта

Космический корабль имеет форму какой-либо геометрической фигуры (в зависимости от типа и модели у конкретной цивилизации-хроноколонии), которая покоится на взлётном поле на множестве опор. На внешней броне не заметно каких-либо окон, антенн и пр. Тем не менее, она покрыта сотнями детекторов, способных, среди прочего, дать отличное объёмное изображение пространства перед кораблём. Вход и выход из корабля осуществляется через овальный люк с выдвижной лестницей либо вылетом катера или флаера из ангара, если таковые есть.

Крупные корабли многопалубные, содержат жилые и машинные палубы (на боевых кораблях — боевые палубы), двигательный отсек. Присутствует рубка, зал для совещаний и другие помещения. Самое оживлённое место на военных кораблях обычно — это тренировочный зал. Каюта капитана может состоять из четырёх комнат, остальные каюты — однокомнатные. Стандартный корабельный карцер — два на два метра с температурой 5°С.

Для перемещения в гиперпространстве посредством звездолёта (т.е. гиперпрыжком) используют гипердвигатели. Одно из производство гипердвигателей находится на Земле в Туве.

Двигатели корабля излучают; это излучение должно быть в пределах нормы, иначе патрульный крейсер может выписать штраф. Перед стартом с планеты корабль прогревает двигатели; в это время в видеокубе и локаторе над ним тускло-жёлтым цветом показывается ионизированный столб, невидимый обычными глазами. Перемещение в гиперпространстве осуществляется после разгона обычными двигателями действием гиперпространственных генераторов, режим которых меняется в зависимости от надобности.

В рубке главный экран занимает половину потолка, есть множество других экранов, в том числе и видеокуб и гиперлокатор.

Для растягивания перегрузок во время полёта, а также гашения инерции после выхода из гиперпрыжка, применяется гравикомпенсатор. Таковые находятся на машинных палубах, могут также располагаться в отдельных каютах, обеспечивая дополнительный щадящий режим при компенсации гравитационных сил. Общее количество у крупного корабля их весьма велико. При необходимости снять растянутую перегрузку они могут быть отстрелены в космос, однако это лишает корабль резерва на случай боестолкновений.

Корабль, идущий в гиперпространстве, ориентируется по гиперлокатору и может получить данные об обычном пространстве с помощью «мерцающего» зонда.

Типы кораблей

Корабли хроноколоний столь же разнообразны, как и сами цивилизации, населяющие эти планеты. Они бывают разных форм и размеров: шары, сигары, конусы, цилиндры, диски и пирамиды, комбинации всех перечисленных фигур.

Для перелёта из атмосферы на звездолёт (без приземления последнего) используются катера, а также грузовые или грузопассажирские шлюпки. В гонках участвуют лёгкие гиперпространственные яхты. Сеятели создали стандартный храмовый корабль типа «Гонец» и малый боевой корабль типа «Корсар».

Земной корабль XXII века выглядит как цилиндр с вынесенными на двух ажурных консолях конусами гипердвигателей. Он снабжён прозрачными световодами, гидравликой и топливопроводами, а также лимонно-жёлтым кубом изотопного энергизатора.

Боевые корабли

Боевой корабль может быть вооружён лазерными излучателями, молекулярным деструктором, дезинтегратором с генератором антиматерии или мезонными ракетами. Защиту обеспечивают лазерные противоракетные системы с компьютерным наведением и генераторы защитных полей. Также корабль может быть укомплектован «мерцающим» зондом для разведки пространства вне гипертуннеля.

Поединки звездолётов коротки — всего несколько секунд, пока орудия одного из них не достигают цели (выключают управление противником или превращают оппонента в облако раскалённого газа).

Когда корабль взлетает с планеты, но ещё не находится на стабильной орбите, он уязвим для атаки. Он ещё не может включить генераторы нейтрализующего поля, которые сделают бесполезными направленные в него энергетические и взрывчатые виды вооружения. Если он это сделает, то притяжение планеты обрушит его назад, и такой манёвр может быть лишь отчаянным шагом — для того, чтобы, пожертвовав кораблём, спасти экипаж эвакуацией через катера.

Когда боевые системы корабля работают на полную мощность, они дают суммарную тягу, превышающую тягу взлетающей земной ракеты. Деструкторные и лазерные излучатели, включившись, заставляют корабль дёрнуться, как при грубой аварийной посадке. Когда десяток боевых ракет — трёхтонных металлических чудовищ, наполненных атомной взрывчаткой, — стартует через распахнувшиеся люки, корабль легко сдвигается с орбиты силой отдачи.

Боевые корабли Сеятелей способны напрямую сливаться разумом с Сеятелями для ведения космического боя.


Источник:

  • Сергей Лукьяненко «Лорд с планеты Земля» (1999).