«Книга Гор» — программный документ движения странников-роддеров на Земле XXI и XXII века (Галактика). Написана в 2069 году Салли Дженнингс, по некоторым данным — совместно с группой психологов, специалистов по подсознательному программированию поведения. В связи с этим в начале 2083 г. землянами проводился референдум по запрещению полного текста книги. Незначительным большинством голосов законопроект был отклонён.
Это небольшая, страниц сто, книга в тяжёлом переплёте из тёмно-зелёного бархата, с тиснёнными золотом буквами: «Книга Гор». Имя автора нигде не стоит.
Книга заставляет находить в себе любимые мысли читающего её человека, цитаты, строчки из прочитанных в детстве книг. Мысль, что она создана для человека, что она то, что он всегда искал, опутывает сознание, внушает, что она гениальна, что надо дать её другим. Эта книга заставляла людей уходить из дому, бродяжничать, забывать родных. Но у книги рассчитанный срок действия. Психика современных землян (XXII века) изменилась, и на них «Книга Гор» уже не действует, хотя, разумеется, остаются доли процента подвластных ей навсегда. Если хладнокровный человек откроет её, у него на мгновение заболит голова, появится ощущение, что на странице напечатано лишь несколько строчек, а всё остальное пространство занято какими-то сказочными рунами, затем текст приобретает нормальный вид.
Содержание
Известные отрывки текста из начала:
«Жизнь выбрала тебя — но ты вправе отвергнуть вызов. Каким был бы мир без дикого винограда и осенних дождей? Чем станет дорога без пыли и сталь без ржавчины? Чем станешь ты без людей?
Собой.
Нас не спросили, хотим ли мы жить. Но только нам дано выбирать путь. Пойми свою дорогу, поймай свой ветер. Пусть мир останется ржавчиной — тебе предназначено быть скалой. Пока есть свет, ты можешь отбросить тень. Пока есть солнце и воздух, всегда будет ветер. И хорошо, что он порой бьёт в лицо.
Я расскажу тебе — но это будет твоя история. Ты вправе переписать её заново — наверное, именно этого я и хочу. Научись писать — на опавших листьях и струях горной реки. Научись отвечать за себя — и не задавать вопросы другим.
Я начинаю. А ты поставишь точку — там, где сочтёшь нужным».
Фрагмент из середины:
«Я вспоминала. Последняя ночь в последнем доме, который был мне родным: время памяти. Ласково светил ночник, и блуждали по коридорам шаги — я не могла их слышать, но знала, что они есть. Не говорите, что я не умею любить. Не думайте, что я не хотела быть благодарной. Но у свободы нет рамок, а значит — у меня не осталось выбора. Я брала книги с полок — древние книги, залитые в прозрачный пластик. На них можно было только смотреть, но если разорвать оболочку, то бумага истлеет, сгорит. Я не хочу судьбы консервированных книг. Лучше быстрая жизнь, чем медленная смерть.
Потом я снимала с другой полки репринты — крепкие и надёжные, не боящиеся огня и воды. Никто не отличит их от подлинников — возможно, это и к лучшему. В книге важны только два цвета — чёрный и белый. Жёлтая патина времени нужна лишь нашему самолюбию. Я открывала книги наугад — и читала то, что должна была прочесть в эту последнюю ночь. Прочесть, чтобы отринуть. Прочесть и поверить.
Остаться собой.
Никогда не думай, что при помощи слов ты можешь сгладить свои недостатки или придать блеск своим достоинствам… Человеку, который ничего о себе не рассказывает или рассказывает всё, никто ничего не доверит.
Я взяла слова, чтобы рассказать всё. Не верьте мне. Не доверяйте своей души. Но горячий воск слов на моих руках. И когда слова остынут, превратятся в чёрные на белом тени, они сохранят отпечаток ладоней.
Читайте с моих рук… Мне смешны и дороги книги, отрицающие власть слова. Безумны слова, отрицающие власть книг. Я жила их жизнью — прежде чем начать свою. Меня учили любви слова, прошедшие через века. Я знала — это про меня.
Это из меня слепили живой цветок, счастливый цветок, и я ждала тепла, которое заставит раскрыться. Но не было тепла — наверное, оно осталось с теми, кто умел любить и страдать. С теми, кто видел в любви живой цветок, с теми, кто находил о любви слова, заставляющие любить, с теми, кто говорил о гибели любви так, что хотелось умереть.
Как я ненавидела писателей, заставляющих придумывать хорошие окончания к их книгам! Как я влюблялась в них — они не умели лгать… Как любила их героев — писатели могли умереть, а книги жили…
„Он понял, что нужно разжигать огонь“, — сказали о моём герое, моей книжной любви. В наше время не любят разжигать огонь. Говорят, что пламя устарело вместе с колесом.
Я научусь разжигать огонь. А колесо мне не жалко. Лучше ходить по земле».
Фрагмент ближе к концу:
«Если не можешь стать счастьем — будь болью. Разучившись любить, не спеши ненавидеть. Вспомни, что говорили давным-давно: „Мало кто из людей (и это особенно относится к людям молодым) умеет любить и ненавидеть. Любовь их — это необузданная слабость, губительная для предмета их любви, ненависть — горячая, стремительная, слепая сила, всегда губительная для них самих“. Когда ты почувствуешь, что способен любить, — сходи с Дороги и строй Дом. Если тебе показалось, что можешь ненавидеть, — беги!»
Неизвестные фрагменты:
«В этом мире счастливы лишь сумасшедшие, — сказал писатель устами спустившегося на Землю бога. Интересно, зачем он спустился на Землю?
Мы забываем свои исполнившиеся желания, но чтобы желать — надо стать слабым, чтобы чувствовать — закрыть глаза и уши. Лишь в сказке наказанием за исполнившиеся желания бывает потеря воспоминаний. В жизни — наградой за потерю памяти служат желания. Скажи, прочитав книгу, ставшую тебе другом, ты не мечтал порой забыть её — и прочитать заново? Тебе не приходилось водить друзей в кино на фильм, который уже видел, — и наслаждаться их восторгом? Ты ценил то, что давалось легко, или то, что достигалось трудом?
Жажда сильнее в пустыне.
Сила наполнена слабостью. И её имя равнодушие.
Лишь слабому интересна борьба».
«— И настал час, когда мне пришлось выбирать. Между чёрным и белым, между силой и добротой. Ибо не оказалось правды в словах поэта, и кулаки рождали лишь зло. Ибо я сражалась за добро, но всё новое зло появлялось на свет. Дети, не знающие детства, взрослые, ненавидящие своих детей… И я взяла книги, которые шли со мной, и попросила их совета. Страницы открывались там, где хотел переплёт, и глаза смотрели туда, где буквы были чернее.
Я читала — и путь шёл лишь в одну сторону.
Кровь хлынула на руку юноши, Ягг-Коша содрогнулся в конвульсиях и застыл.
Добро из сострадания есть зло.
И я вспоминала о праведных войнах, и искала спасения…
… Произведения о минувшей войне, одухотворённые талантом, занимают особое место. Сила их влияния : на умы и сердца необыкновенна, и неудивительно, что они пользуются поистине всенародной любовью.
Я читала дальше — не веря тем, кто говорит о чужом.
Рита выстрелила в висок, и крови почти не было. Синие горошинки густо окаймили пулевое отверстие…
Добро из патриотизма есть зло».
«Да, он их спас. В эти мгновения иначе как плетью и пулей действовать было нельзя.
Добро для идеи есть зло».
«…Рана на груди была не смертельной, пуля даже не пробила кости…
Добро для знания есть зло».
«Книга Гор» задавала тон движению роддеров, особенно сильному в 2080—2105 годах, поддерживая их основные постулаты: «Свобода — содержание, а не форма», «Права выше обязанностей», «Выбор всегда правилен».
Источник:
- Сергей Лукьяненко «Лорд с планеты Земля» (2004).