Энциклопедический словарь
фантастики Н. В. Бардичевой

Гиперпространство — пятое измерение вселенной, безвременный мир Отрешённых. С его помощью осуществляют гиперсвязь и туннельные гиперпереходы, позволяющие переместиться на огромные расстояния по Галактике.

Перемещение через гиперпространство на космические расстояния называется гиперпереходом, если осуществляется человеком напрямую с планеты на планету, или гиперпрыжком, если осуществляется звездолётом. Последнее — основной метод галактического сообщения, благодаря чему разведуют новые планеты, ведут торговлю и перебрасывают военные силы. Поскольку никто в хроноколониях не умеет определять пространственно-временные координаты для гиперпрыжка, они даются Храмами.

Самое быстрое путешествие — прямой гиперпространственный туннель. На переброску через него целого звездолёта уходит вся энергия Храмов Сеятелей целого галактического сектора. Более быстрое путешествие невозможно, но даже так путешествие от Схедмона до Земли требует не менее семи минут.

Свойства гиперпространства

Для путешествия через гиперпространство нужны генераторы гиперполей, использующиеся в составе либо звездолёта, либо Храма Сеятелей. Объект уходит из реального мира в пятимерное пространство, и при входе в гипертуннель сознание человека на краткое время отделяется от тела, выдавая красочные экстатические галлюцинации. Человек в гиперпереходе попадает в безвременье, оказываясь в состоянии, в котором с ним могут взаимодействовать Отрешённые. Гиперзвездолёт во время прыжка грани между временем и безвременьем не пересекает. Все ощущения наркотического бреда гиперперехода на самом деле длятся доли секунды, пока тело обретает материальность.

Для ориентирования в гиперпространстве нужны пятимерные пространственно-временные координаты, которые хроноколониям выдаются Храмами-маяками. Данные хранятся в информатории Храма в виде светящихся полос на стенах. Там записаны длинные столбцы цифровых расчётов, несущие в себе абстрактные «пятимерные» координаты, не дающие представления ни о направлении, ни о дальности. По этим координатам можно нацелиться на конкретную планету («полёт по прямой») либо по трём маякам и вектору задать движение к какой-то иной цели («гиперпрыжок с опорой на три маяка»). Координаты маяков всегда чётко фиксируются космическими кораблями, сигналы Храмов всегда стабильны.

Теория гиперпространства не разработана до конца. Допускаются очень редкие события, непривычным образом задействующие гипертуннель. Например, возможны самопроизвольные проколы четырёхмерного континуума (образование гипертуннеля); какой-либо человек может сыграть роль катализатора переноса, живого маяка, на который наводится гипертуннель. В космосе ходят легенды о людях, умеющих усилием воли переходить через гиперпространство. Кроме того, очень редко происходят флуктуации поля, заставляющие корабль выйти из промежуточного гиперпрыжка не возле хроноколонии-цели, а в окрестностях другой планеты.

Побочные эффекты прокола гиперпространства — мощное световое излучение и громкий хлопок воздуха, ворвавшегося на место исчезнувшего из пространства тела. Тарийские ученые пытались устранить эти демаскирующие явления, но не смогли.

Устройства, задействующие гиперпространство

Для гиперперехода человек использует гиперкольцо или гиперкатапульту — устройства очень дорогие, задействующие силы Храма Сеятелей, а потому доступные только элите и правителям планет-хроноколоний.

Аппаратный метод звездолёта ориентироваться в гиперпространстве — это гиперлокатор. Для сбора данных об обычном пространстве кораблём, идущим в гипертуннеле, используется мерцающий зонд.

Корабль или человека можно перехватить в гиперпространстве с помощью гиперперехватчика. Кроме того, Храмы Сеятелей могут контролировать то, что проходит их усилиями через гипертуннель; таким образом они защищают Землю от любых угроз её прошлому, в том числе от кварковой бомбы.

История использования

Человечество Земли открыло принцип гиперпространственных переходов в конце XXI века. С этого началась звёздная экспансия землян в галактике. Землянам были доступны три способа перемещения — «полёт по прямой», гиперпрыжок с опорой на три маяка и туннельный гиперпереход. Первые два использовали звездолёты и были выбраны по экономическим причинам, третий же оказался слишком дорог для постоянного использования. В 2132 году Земля столкнулась с цивилизацией Фанга и изменила свою методику колонизации с пространственной на временную, с помощью проекта «Сеятели» заложив в прошлом галактики множество хроноколоний. Все эти планеты были связаны сетью гиперпространственных маяков, доставляемых с Земли звездолётами.


Источник:

  • Сергей Лукьяненко «Лорд с планеты Земля» (1999).