Энциклопедический словарь
фантастики Н. В. Бардичевой

Амбер — первое из Отражений, город, расположенный на самом севере мира, на вершине горы Колвир.

Амбер — это самый великий город, какой существовал. Любой другой город, где бы он ни находился, — всего лишь Отражение одной из теней Амбера в одной его фазе. Бессмертный Амбер дал частицу своей жизни всем городам в мире. История его простирается назад на несколько тысячелетий, и почти всё это время в нём правил король Оберон, породивший многочисленное потомство. Здесь живёт королевская семья и находится Лабиринт. Амбер отбрасывает собственные Отражения — Рэмбу и Тир-на Ног-т.

В других переводах — Эмбер.

Вблизи от Амбера, считающегося реальным миром, работа с Отражениями потребует гигантского напряжения, большого времени и не останется незамеченной. Куда легче подойти к Амберу, чем уйти от него. Есть два способа уйти отсюда сразу в Отражения: Лабиринт, который редко используется для этой цели, и Карты, если принцу Амбера не страшно довериться брату. Рисунок Амбера также присутствует среди Карт.

Оружие в Амбере представляет собой мечи и арбалеты. Город прекрасно укреплён, и пятидесятитысячная армия из Отражений не представляет для него угрозы. Противнику не удастся довести большую часть нападающих даже до подножия Колвира, а ведь оттуда надо ещё подняться до самого Амбера.

География и архитектура

В Амбер можно попасть длинной дорогой через Отражения или, для членов королевской семьи, короткой дорогой через Карты.

Один из основных маршрутов пролегает через Арденский лес, ближе к Амберу дорога проходит через горный перевал. За перевалом дорога всё больше уклоняется к западу, сходя в покрытую деревьями долину Гарнат. Здесь глазам всё больше открывается море и видно далёкий, возвышающийся над водой маяк Кабры. Лесистая долина не столь густа, как Арденский лес. Дорога ведёт к морю, горы остаются слева, спускаясь к морю и становясь всё больше. Они переливаются зелёным, пурпурным и золотым цветом. Их сторона, повёрнутая к морю, невидима из долины, но последний величайший пик — гору Колвир — покрывает вуаль призрачный облаков.

В Амбер можно попасть, обойдя горы с запада, или по узкой, декоративной восточной лестнице на горе Колвир, которая приводит к Большой Арке.

К Амберу есть и морские подходы. Величественное море возле него обрамлено серо-розовыми песками побережья. Берег здесь мощно возвышается, имеет множество неожиданных поворотов, полон оранжевого, розового и красного песка, вкраплений ракушек и отполированных водой камней. Примерно в двадцати милях к северу от Колвира находится подводная лестница Файелабиония, ведущая к отражению Амбера в море — городу Рэмба.

Амбер помещается на западном склоне горы Колвир, которая держит его, как мать держит в руках своё дитя. Воздух здесь сладок. В городе высятся зелёные и золотые пики, есть башни и террасы. Улицы широки, на проспектах высажены золотые и красные цветы. Над великим дворцом развевается знамя короля Оберона. Дворец богат лестницами, а также различными свидетельствами недоверия и интриг внутри семьи: потайными комнатами, смотровыми отверстиями и тому подобным.

Культура и торговля

В Амбере говорят на языке тари; на нём же написана популярная «Баллада о мореходах». Многие знают, что баллады принца Корвина затрагивают глубинные чувства человека. Среди произведений есть мягкая музыка «Зелёные рукава».

Амбер не знаменит ни производством, ни сельским хозяйством, но корабли торгового флота плавают по Отражениям, курсируя между везде и всюду, торгуя всем, чем угодно. Почти каждый амберец мужского пола, знатный или нет, проводит некоторое время на флоте. Те, кто королевской крови, давным-давно проложили торговые пути другим судам, плывущим следом, с морями двух дюжин миров в голове у каждого капитана.

Амберцы считают, что встречаться при лунном свете — дурная примета.

Среди принцев Амбера есть традиционные ругательства, а также грязный жест, исполняемый рукой: рука прислоняется к пупку и сгибается в локте.

Корона Амбера сделана из серебра, с семью высокими пиками, на каждой из которых сверкает драгоценный изумруд, по бокам вделаны рубины.

Королевская семья Амбера

Члены королевской семьи Амбера обладают существенными отличиями от прочих людей. Они живут века, хотя выглядят лет на тридцать (это зависит от Отражений, в которых они находятся); так, Корвин находился в Отражении Земли как минимум с конца XVI века. Их физические тела обладают гораздо большим запасом прочности и вылечиваются намного быстрее. Силы у разных представителей семьи проявляются по-разному. Например, принц Корвин обладает повышенной регенерацией: он за два года восстановился после паралича от перелома позвоночника и отрастил себе новые глаза взамен выжженных за срок около трёх лет.

Каждый из них обладает огромной физической силой (достаточной, чтобы прицельно метнуть тяжёлое дубовое кресло на тридцать футов). Так, Дэйдра может поднять в воздух оборотня-уэйра и переломить ему позвоночник о своё колено, как будто это сухая палка. Кроме того, в момент смерти или тягчайших пыток принц Амбера способен провозгласить проклятие, которое обязательно исполнится.

Все в королевской семье Амбера сильно не доверяют друг другу. Каждый из них живёт по закону: узнать всё, что ему нужно, получить всё, что он хочет, и не забыть тех, кто ему помог, а остальных — растоптать. Каждый из семьи обязательно предаст другого, если ему предоставится такая возможность. И спокойно признаётся в этом, поскольку другие и так знают; принцам Амбера в этом отношении незачем хитрить друг с другом. Кажется очень странным то, что лорд Амбера может сохранить такие чувства, как любовь, ненужная или даже нужная жалость. Однако Корвин за время своего пребывания в Отражении Земли сильно изменился и внёс в отношения между родственниками также и доверие, и братскую любовь — в той степени, в которой это было безопасно.

Каждый из братьев и сестёр династии Амбера проводит много времени, путешествуя по Отражениям или находясь в своих вселенных. Философский вопрос, может ли тот, кто владеет властью над Отражениями, создавать свои вселенные, на практике получает у них утвердительный ответ.

Используя свои навыки управления Отражениями, принц может создать себе животных по собственному нраву. Так Джулиан создал из Отражений своего Моргенштерна, придав этому зверю силу и скорость урагана, — огромного седогривого коня с копытами, блестящими, как отполированная сталь. Моргенштерн способен мчаться со скоростью 75 миль в час, перебирая ногами так быстро, что их не видно. Убить его может только серебряная пуля. Гончие Джулиана, с жёсткими и твёрдыми телами и зубами, крепкими как сталь, также взяты из Отражений и способны держать темп Моргенштерна.

Принцы Амбера высоко ценят свою честь и властны убить или помиловать оскорбивших их жителей Отражений. Просить прощение самим для них дорогого стоит. Также они готовы заплатить за свои поступки, какова бы ни была цена, не меняя при этом отношения к карателям.

Родословная

Дед принцев Амбера — мастер штриха Дворкин Баримен, старичок с ненормальными глазами. По разным мнениям, он волшебник, святой или психопат; все признают, что он — великий художник и обладает какой-то странной силой. Оберон спас его от ужасной участи, уготованной в каком-то дальнем Отражении. Дворкин исчез много веков назад после того, как создал Карты и Лабиринт в Амбере.

Король — Оберон, на знамени которого изображён белый Единорог, скачущий во весь опор.

Всего было пятнадцать братьев (из которых шесть к возвращению Корвина из Отражения Земли были мертвы, и трое из этих шести умерли много веков назад, заплатив за свои поступки). Также было восемь сестёр (двух из них к возвращению Корвина также не было в живых).

Принц Рэндом соблазнил и увёл из Рэмбы Морганту, дочь подводной правительницы Мойры. Морганта через месяц вернулась беременной. Она родила от него сына Мартина, подлинного представителя амберской династии по крови, и через несколько месяцев покончила с собой. По становлении совершеннолетним Мартин прошёл Лабиринт Рэмбы, оказавшись единственным, кому это удалось, и скрылся в Отражениях.


Источник:

  • Роджер Желязны «Девять принцев Амбера» (1991). Перевод: н/д.